НОВОСТИ: Добавлена библиотека книг. Все книги в формате .doc доступны для скачивания. /Не для распространения. Только для индивидуального ознакомления./

Эмоциональное, профессиональное сгорание, профессиональная деформация гештальт-терапевта


Эмоциональное и профессиональное сгорание в основе своей:

«представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте».


Получается, что работа, не захватывающая человека целиком, постепенно приводит этого человека к утрате эмоциональной связи с работой, а затем к эмоциональному истощению.  Истощение возникает, если человек так и не осознает, что насильственно возбуждаемый интерес к работе затрагивает и истощает природные ресурсы работающего человека и является причиной ПОСТЕПЕННОГО выгорания, и как следствие - обесточивание, эмоциональное и энергетическое истощение, потеря интереса к работе и затем, по истечении времени – может проявиться в профессиональной деформации.

 

Профессиональное сгорание характеризуется признаками:

 

  1. Предельное истощение.
  2. Отстраненность от клиентов и от работы.
  3. Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

И симптомами:

Физические симптомы

  1. Усталость, физическое утомление, истощение.
  2. Уменьшенный или увеличенный вес.
  3. Недостаточный сон, бессонница.
  4. Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям).
  5. Затрудненное дыхание, отдышка.
  6. Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.
  7. Гипертензия (повышенное давление).
  8. Язвы, нарывы.
  9. Сердечные болезни.

Эмоциональные симптомы

  1. Недостаток эмоций, не эмоциональность.
  2. Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни.
  3. Безразличие и усталость.
  4. Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность.
  5. Раздражительность, агрессивность.
  6. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.
  7. Депрессия, чувство вины.
  8. Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания.
  9. Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив.
  10. Увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены).
  11. Преобладает чувство одиночества.

Поведенческие симптомы

  1. Рабочее время больше 45 часов в неделю.
  2. Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть.
  3. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.
  4. Малая физическая нагрузка.
  5. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств.
  6. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.)
  7. Импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние

  1. Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе.
  2. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе).
  3. Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни.
  4. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу.
  5. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям.
  6. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании).
  7. Формальное выполнение работы

Социальные симптомы

  1. Нет времени или энергии для социальной активности.
  2. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби.
  3. Социальные контакты ограничиваются работой.
  4. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе.
  5. Ощущение изоляции, непонимания других и другими.
  6. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

 

Казалось бы, работа гештальт-терапевта разве не касается осознания человека как целого, целой системы? Причиной эмоционального выгорания я считаю, что целое уходит из поля зрения терапевта, так как внимание гипертрофированно уделяется только одной из частей модели SELF.

 

Рассмотрим функции SELF: ID (чувства, потребности), PERSONALITI (Я- образ, поступок- действие-выбор) и EGO (мысли, ценности, установки).

По моему мнению, функции SELF очень близки Эго-состояниям человека (по Берну), то есть ID-это «Ребенок» , соответственно, EGO – это «Родитель» и PERSONALITI - «Взрослый».  (Есть еще одна позиция, без которой «Взрослый» не появится – это позиция наблюдателя, то есть пустое Я, Ноль-образ (духовные практики), наблюдающее эго (аналитический термин), сверх-я (психосинез).

При нарушении связи между этими функциями возникает гиперфункция одной из них и соответственно минимальная работа других, вывод этот исходит из того, что человек существо целостное и развитие частей должно происходить соразмерно. Гипертрофия одной из частей неизбежно приводит к оттоку энергии от других частей, составляющих целое, целую систему, целый процесс.

При эмоциональном выгорании функция EGO является фигурой, две другие уходят в фон на достаточно долгое время, так, что человек перестает использовать адекватно две другие.

 

Из-за чего это может произойти?

 

Несомненно, в этой связи важны ценности и установки. А точнее -застывшие ценности и установки, интроекты (и, из-за искажения видения – проекции). В случае эмоционального и профессионального сгорания интроект  выражается в преувеличенной ценности фигуры «психолога», его ВАЖНОСТИ.  Тогда у психолога актуализируется Эго-состояние «Родителя», как некоего архетипа «спасителя».

В результате ценность двух других Эго-состояний («Взрослого» и «Ребенка») ослабевает, что приводит к потере контакта с ними. Но ведь именно «Ребенок» (ID) является источником энергии. И потеря контакта с ним приводит к энергетическому истощению. Именно поэтому, целостное восприятие человека существенно снижается, если одна, (а тем более две) функции заслонены одним большим ЭГО . А также снижается общий тонус человека, общая энергетика, это и приводит к вышеназванной проблеме, вышеназванным признакам и симптомам.

Как быть? Работать с функцией EGO, обращаясь к ID, так как именно ID в этой ситуации наиболее уязвимо. Находить ситуацию, при которой чувства, потребности были принесены в жертву неким установкам, возможно когда-то и являвшимися ценными, но сейчас являющимися просто вредными для человека.

Из этого можно сделать вывод, что чрезмерное, несоразмерное использование EGO, («Родителя») приводит к истощению ID, («Ребенка»), и сначала - его не вовлеченности в «контакт», в реальность, а затем - атрофированию, что уже подразумевает начало психологической деформации. Вывод  - попробовать насытить ID, сначала проработав EGO-установки и обнаружив механизм сбоя. Затем, работа будет заключаться в сознательном превалировании ID и выборе чувств над мышлением, то есть в приоритете интересов ID над EGO, с тем, чтобы в последующем они гармонично уравновесились через актуализацию Эго-состояния «Взрослого».

 

Я считаю, что механизм сбоя восприятия реальности в проблеме эмоционального выгорания лежит в слиянии человека со своим  Эго-состоянием «Родителя», и с неким образом родителя, например, заботливого, положительного во всех отношениях человека, искренне стремящегося помочь, являющимся неким примером, идеалом для фигуры психотерапевта, и возможно, проявляющемся в психотерапевтических отношениях с клиентом, приводящем к слиянию с терапевтической ролью. Думаю, это происходит из-за некоторых непроработанных тем, ситуаций, которые терапевт, в сессиях с клиентом не проживает целостно, а предпочитает руководствоваться своими установками, выходящими из идеализации и как следствие, приводящим к повышенной ВАЖНОСТИ своей роли. Здесь и происходит замкнутый круг в проблеме профессионального сгорания - ВАЖНО, поэтому нельзя бросить, и нести тяжело. Также возникает опасность контр-переноса родительской фигуры и проблематики детско-родительских отношений в терапию.

 

Под идеализацией мной подразумевается представление идеального образа и/или его направленность, устремленность к нему, наполненного чувствами, мыслями и потенциальными действиями, которое исходит из идеального представления человека о себе, то есть не являющимся реальным на данный момент и большей частью, являющимся фантазией о себе, которая возникает из незнания себя в действительности. Не знание себя всегда является следствием недостаточной осознанности себя, то есть недостаточной наблюдаемости. Характерной особенностью идеализации является то, что человек привязывается к важности идеала и начинает жить им, а не проживать реальность в ее полноте.

Тут важно понимать, что процесс составления образов, или идеалов, объединенных общей идеей (внутренний процесс, не явленное) и направленных на достижение, реализацию идеи и объема образов в жизнь, (внешний процесс, проявленное) не всегда является идеализацией. (Для внутреннего процесса характерна направленность внимания на внутреннее, и не вовлеченность или сравнительно малая вовлеченность в происходящее во внешнем, для внешнего - вовлеченность, участие во внешнем и не вовлеченность или малая вовлеченность во внутреннее. Связь между двумя процессами осуществляется путем наблюдения за происходящим и в дальнейшем, количественное наблюдение переходит в качество осознавания).

 

Нормальный и естественный процесс только тогда становится идеализацией, когда теряется взаимосвязь между процессом внутренним и внешним. Человеком не понимается в данный момент времени, какой процесс сейчас с ним происходит, нет баланса между внутренним и внешним, между субъективной реальностью и объективной. Именно в переключении внимания с одного мира на другой и коренится проблема, человек не удерживает во внимании две полярности и впадает то в одну крайность, то в другую. Осознанность состоит именно в одновременном удерживании в поле зрения одного и другого мира. В случае идеализации не работающие идеалы могут присваиваться в слиянии, не усваиваться в виде интроектов, затем, вследствие искаженного видения являться проекцией, ретрофлексией, дефлексией т. д. и прерывать контакт с реальностью. То есть идеализация происходит тогда, когда происходит слияние человека с результатом своего внутреннего процесса или с результатами внешнего процесса. Слияния с процессом у человека происходить не может, так как он не может воспринимать и осознавать ВЕСЬ процесс, происходящий с ним. Вспомним слова У. Блейка: «Если бы мы могли приоткрыть двери абсолютного восприятия, мы бы видели вещи как они есть, то есть бесконечностью».

 

Под процессом слияния я понимаю процесс не разделения СЕБЯ и себя «какого-то», то есть слияние со своими качествами, чувствами, мыслями и действиями, что происходит опять же при отсутствии Наблюдателя, или при слабовыраженном, неоформившемся Наблюдателе.

Внутренние результаты, то есть достижения или ошибки своего внутреннего мира человеком не осознаются гораздо больше внешних результатов, то есть достижений во внешнем мире, так наше общество построено именно на проживании внешнего. Внутренний мир человека обществом не приветствуется и не является в приоритетах. Самопознание всегда является побуждением самого человека, зачастую именно вопреки общественным установкам.

Мы знаем, что слияние существует двух видов: конфлуэнция 1 рода и конфлуэнция 2 рода. Хотя некоторые авторы, например, Ноэль Салатэ, дают более детальную классификацию видов конфлуэнции в зависимости от момента их возникновения в ходе цикла контакта: конфлуэнция (1) - в момент появления потребностей, конфлуэнция (2) - в ходе фазы полного контакта, конфлуэнция (3) -в конце фазы полного контакта ("трудности" выхода из контакта).

 

Я бы разделила слияние на две характерные особенности, до того, как рассматривать их во временных фазах контакта.

Первая особенность проистекает из слияния со своими внутренними переживаниями, касающиеся других людей и окружающего мира, то есть слияние с внутренними процессами (а на самом деле слияние с внутренними результатами, то есть с качественными характеристиками самого человека), можно назвать это - внутреннее ОБРАЗование. Оно проявляется, то есть его изменения можно зафиксировать в основном в отношениях между собой и другими, где критерием может служить тот самый идеальный образ того, какие отношения должны быть.

И вторая особенность - слияние с внешним процессом, а на самом деле с характерными особенностями внешнего процесса, можно назвать это - внешнее ОБРАЗование. Его изменения можно зафиксировать в основном в отношениях человека с внешним миром, где критерием служит идеальный образ действий, поступков.

Слияние с качествами внутреннего мира или внешнего, приводит человека к качественному определению его бытия, то есть его бытие определяется его сознанием, как и его сознание, определяет его бытие.

 

Так как человек – это ОБРАЗование целостное, нельзя забывать, что чрезмерная полярность в одну или другую сторону, неминуемо влечет за собой нарушение связи между дуальностями, и как следствие возникает гиперфункция одной и соответственно минимальная работа другой.

Из этого следует, что идеализация внутреннего мира человека, которая качественно проявляется в основном в отношениях между людьми, влечет за собой идеализацию отношений между людьми, и проистекает из некоей установки «какими отношения должны быть», некоего образа того, что должно происходить. Идеализация внутреннего характеризуется установкой на чрезмерную ВАЖНОСТЬ внутреннего мира и нацеленность на определенное качество отношений и малый набор моделей отношений. В терапии это может проявляться в слиянии с образом неких идеальных отношений работы, чрезмерной вовлеченности в отношения и не отделении собственных чувств, эмоций, переживаний в процессе работы. Они не замечаются именно потому, что «несанкционированные» эмоции могут нарушить «идеальный процесс» при своем возникновении. Поэтому они отчуждаются от себя, не проживаются. Это в свою очередь приводит к тому, что не замечаются и отчуждаются свои потребности. Вспомним определение эмоций по П.В.Симонову: «Эмоция - есть отражение мозгом человека и животных актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения». И значит, если не замечаются свои эмоции, то не замечаются и потребности, в результате чего, происходит деформация границы контакта с реальностью. Если происходит отчуждение своих эмоций, и, как следствие потребностей (идеализация внутреннего результата), то свои границы не ощущаются или плохо ощущаются, и они приобретают невыраженные очертания. Человек перестает переживать самого себя и ориентируется на других.

 

При идеализации внешнего мира происходит идеализация внешних качеств человека, идей, установок, ценностей, действий, которая проистекает из установки «каким должен быть человек», это касается образа, как самого человека, так и другого. В данном случае важны не столько отношения с человеком, сколько сам человек и то, что он дает (возможность удовлетворения какой-либо актуальной потребности). Идеализация внешнего мира характерна чрезмерной ВАЖНОСТЬЮ внешнего, нацеленностью на определенный результат в социуме и малый набор способов достижения результата. В терапии может проявляться в слиянии с результатом работы, присвоении единолично этих результатов и т. д. В этом случае не чувствуются границы другого. Если идеализируются внешние проявления, то повышенная значимость ценностей не дает возможности сосредоточиться на отношениях. Когда не чувствуются границы другого человека, то свои приобретают монолитную жесткость и человек начинает «проламывать» реальность, получая ее сопротивление, а затем закрываться от нового опыта.

Если начинается идеализация внешнего, то через некоторое время возникнет и идеализация внутреннего и наоборот.  Почему так происходит? Любой внешний процесс подразумевает под собой внутреннюю идею, а она являет собой результат какого-либо внутреннего процесса. Толчком к внутреннему процессу является внешний импульс. То есть внешнее всегда включает в себя суть, зерно внутреннего, а внутреннее – суть, зерно внешнего. В этом случае можно вспомнить известный символ инь и ян, где эта закономерность выражена графически: в черном есть часть белого, в белом есть часть черного и т. д.  Отсюда следует вывод, что в целостном человеке соразмерно развиты и внешний и внутренний миры и происходит их гармоничное взаимодействие.

Любая идеализация базируется на возможности удовлетворения потребностей и потенциальной реализации неких свойств.

И поэтому, если происходит идеализация внутреннего, то для человека это означает идеальный набор внутренних качеств, которые выражаются через определенные видимые или прогнозируемые результаты, то есть набор идеальных качеств внешнего результата. Например, если у человека «жесткие границы» («сильное» EGO, «слабый» ID, идеализация внешнего), то функция EGO имеет слабый контакт с функцией ID, поэтому так же происходит отчуждение своих эмоций, чувств и потребностей. И насколько человек не знает своих потребностей, настолько у него «расплываются» его внутренние границы (границы хочу), то настолько он не знает и не понимает потребностей другого, и настолько он идеализирует отношения. В качестве ограничителей будут выступать другие люди с другими ценностями.

Если же человек заботится только о своих «хочу» («сильный» ID, «слабое» EGO, идеализация внутреннего), но нет сверки с внешним (с «надо»), то опять же происходит слабый контакт функции ID с функцией EGO. Это выражается в «размытых» внешних границах. Тогда человек не отделяя себя от другого, плохо понимает другого, его нужды и потребности, не знает ни своих «внешних» границ, ни его, и часто принимает его побуждения за свои. Происходит идеализация человека, вследствие слияния с ним и его потребностями, потому что нет собственной четкой иерархии ценностей, снаружи человек самостоятельно себя ничем не ограничивает. Поэтому в качестве ограничителей начинают выступать другие люди с их потребностями.

 

В каждом человеке есть некая тенденцией идеализировать больше либо внутренний мир человека, либо внешний мир, как в какой-либо из периодов в своей жизни, так и в жизни в целом. И соответственно из этого вытекают слабые функции человека.

Слабые (недостаточно развитые) функции всегда человеком идеализируются, так как у него нет о своих слабостях четкого представления. И потому человек, имеющий «сильное» EGO и «слабый» ID будет идеализировать внутреннее, и, наоборот – у человека, имеющего «сильный» ID и «слабое» EGO будет происходить идеализация внешнего. И тогда человек со «слабой» (недостаточно развитой) функцией ID будет в своей жизни набирать опыт проживания отношений, чувств, эмоций и т. д. и составлять свое отношение к ним, то есть определять свои потребности. А человек со «слабой» функцией EGO соответственно будет проживать такие ситуации, в которых он будет набирать опыт решений, анализа, структурирования, понимания, оценки результата и вырабатывать свой способ мышления, решений, действий, свой способ проведения границ себя и другого, свой набор ценностей.

Мы можем узнать себя нового только посмотрев себя со стороны другими глазами, глазами и чувствами, мыслями другого человека, позволив себе вжиться или «слиться» с ним в определенной степени, рискнув раствориться в нем, потерять себя в другом человеке, и как не парадоксально, обрести себя в новом качестве, обогатившись и приобретя нового себя.

 

Новый взгляд возможен при условии доверия к происходящему, при условии доверия собственным чувствам, которые ведут человека в нужном направлении, при условии чувствования себя, своих переживаний и соответственно доверию к чувствам другого. При клиент-терапевтической практике зачастую сами клиенты помогают терапевту посмотреть на себя новым взглядом, узнать себя с новой стороны, принося с собой те темы, которые терапевтом в той или иной степени не проработаны. Именно доверие к клиенту и к происходящему часто является камнем преткновения проблемы эмоционального и профессионально выгорания. Большой поток клиентов может выработать механистический подход к каждому из них и тогда теряется новизна и интерес к ситуации, кажется, что все это уже было и клиент воспринимается не как живое существо, а как некий набор реакций, с которыми надо что-то делать. Тем не менее, каждый человек индивидуален и те же самые реакции могут выстраиваться, например, в другой последовательности. Можно провести аналогию с изобразительным искусством: основных красок всего три, а смешение их в определенных пропорциях приводит к огромному разнообразию цветов. А сочетание между собой цветов, линий, пятен, фигур, различных форм способно привести к восхищению от неповторимости каждого сочетания. Поэтому важно не зацикливаться на роли терапевта и уметь, когда надо, выходить из нее, уметь быть беспомощным перед клиентом и не брать на себя чрезмерную ответственность, как за процесс, так и за результат.

 

Страх потери, страх боли от того, что сливаясь и теряя себя, я могу себя не найти, не обрести, другими словами страх смерти себя или конечности процесса, что тоже символически означает смерть, именно этот страх толкает человека удерживать момент, привязываться к чему-либо, к ситуации или человеку, именно этот страх заставляет человека судорожно цепляться за нечто умозрительное и прерывать контакт с реальностью, создавать некие фантазии, «как оно должно быть» и жить в них. Боль и страх, являясь весьма нужным защитным механизмом, иногда являются блокировкой развития и в этом случае лишь осознанный выбор преодоления страха и боли позволяет процессу жизни не останавливаться. Доверие своим чувствам, своему внутреннему «Ребенку», позволяет в случае блокировки и избегания болевых ситуаций преодолеть страх и отнестись к себе бережно и чутко, проведя и научаясь доверию к себе и к жизни, к своему способу восприятия реальности, изучая и удивляясь этому чуду каждый раз.

Только через этот процесс «слияния» и «сепарации», «потери» себя в другом и обретении себя, можно научиться воспринимать мир целостно, объемно, проживая каждый миг, каждую встречу полно и сознательно, проживая каждый момент «здесь и сейчас», не привязываясь к этим моментам, не пытаясь их удерживать, не привязываясь ни к внутреннему миру, ни к внешнему.

 

Мое мнение, что выход из слияния возможен только при развитии и расширении сознания и чувств, выявлении в каждый момент времени (что достаточно сложно), наблюдателя, незримо присутствующего в каждом человеке. Лишь в процессе наблюдения за собой происходит отделения СЕБЯ от собственных эмоций, чувств, мыслей, действий и осознавание своих настоящих мотивов и потребностей, из которых и совершаются эти действия, испытываются те или иные чувства, думается та или иная мысль. Человек начинает отслеживать и различать свое множество граней, частей, ролей, свои разнообразные качества, темы, о которых он предпочитает думать, чувствовать и проживать. В этом процессе обнаруживается некая повторяемость, периодичность, система, выявляются свои истинные, правдивые, настоящие потребности, отвергаются присвоенные и неприжившиеся и приобретается определенный стержень человека.

Присвоение и осознавание происходит только в процессе, то есть в реальности, в проживании. После осознавания целого процесса и выделения основных качеств выявляется общая идея, определяется целостный образ, определяется направление работы и после прохождения всего многообразия тем происходит завершение ситуации. Завершается гештальт. После завершения гештальта, он отделяется и может существовать уже отдельной единицей. (Можно провести параллель о существовании единого информационного поля земли).

 

В терапевтической практике работа с клиентом считается успешной именно тогда, когда находится общая структура в кажущихся отдельными темах клиента, когда выявляется общая идея, точно определяется сбой в механизме восприятия и на основе этого происходит движение в работе в правильно заданном направлении. В этом случае, после долгой детализации проблемы, выявлении основных признаков, системного анализа, происходит обобщение и одновременная конкретизация до нескольких основных причин ее возникновения. После осознания причин терапевтом – структура проблемы для терапевта становится более ясной, и работа предстоит в совместном движении к осознаванию проблематики (в этом процессе осознаваний у терапевта происходит не меньше). Мы знаем, что клиенты приходят к терапевту со схожими с ним проблемами. Поэтому, трудность и польза работы именно в этом и заключается – они говорят о близком каждому из них. И при подходе, что нет СЛУЧАЙНЫХ тем, с которыми приходит клиент, происходит целостная включенность терапевта в работу, он не только объясняет, показывает и учит, но и учится вместе с клиентом, происходит сотрудничество и совместное творчество. В этом случае у гештальт-терапевта не остается причин для возникновения эмоционального сгорания, так как он вовлечен в работу не меньше клиента и проживает не чужую, а свою жизнь. Все мы, конечно, живые люди и процесс жизни потому и происходит, что мы узнаем себя и мир. Но к познаванию жизни стоит стремиться и помнить, что любая возникающая проблема человека начинает решаться тогда, когда человек готов честно задать себе вопрос, где он ошибся, и повернуться к проблеме лицом.

 

Слияние с идеалами – является основным механизмом непродуктивного восприятия реальности, и в работе гештальт-терапевта предстает наиглавнейшим вопросом, который должен рассматриваться в процессе работы с клиентом. Непроработанная тема слияния с идеалами самим гештальт-терапевтом является причиной возникновения как эмоционального и профессионального сгорания, так и множества других неосознанных моментов в личности человека, задача которого – помочь осознать другому его недейственные механизмы восприятия реальности. Сутью проблематики мне видится недостаточная осознанность терапевтом своих механизмов слияния. Выход из этого представляется мне в более детальном наблюдении за собой, структурировании и выявлении общего момента в каждом случае неэффективности работы, понимания собственных слабых мест и внимательного к ним отношения, доверии к себе, собственным чувствам и выявлении приоритетов в них. Для того чтобы происходило развитие личности, а не закостевание, для того, чтобы работа приносила удовольствие от удачно проведенных сессий и возникало ощущение полноты жизни, для этого каждому человеку, а тем более терапевту, очень важно учиться смотреть на себя новым взглядом, быть открытым для нового, что каждый день с избытком предоставляет нам жизнь.

 

М. Р. Замолдинова,  2007 г.

 

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Мария Замолдинова ©, все права защищены. Копирование авторских материалов только с согласия автора.


Top joomla 1.5 templates, best hosting company.

КОНТАКТЫ:

vkontakte Я ВКОНТАКТЕ

Группа ВКОНТАКТЕ

Чтобы много иметь, надо иметь силу воли от этого отказаться.

От мелких неисправимых ошибок легко перейти к крупным порокам. Сенека.

Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Лао-Цзы.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный — в других. Лао-Цзы.

В жизни есть только 4 вопроса, которые имеют смысл: Что священно? Из чего создана душа? Ради чего стоит жить? Ради чего стоит умереть? На все эти 4 вопроса один ответ – только любовь. "Дон Жуан де Марко"

Кто видит, тот видит. Кто не видит, тот верит. Кто не верит, тот доверяет. Кто не доверяет, тот подчиняется. Абу Силг

Если вы хотите получить то, чего никогда не имели, вам придется делать то, чего никогда не делали. Коко Шанель.

...Нет пределов развития,

лишь бесконечность...